Теперь подробнее.
Кого это касается?
Это касается всех юридических лиц и всех предпринимателей-живностников, которые записаны в торговом реестре.
Поскольку все предприниматели-иностранцы вносятся в торговый реестр, то закон касается всех, кто получил ВНЖ на предпринимательских основаниях путем регистрации SRO или живности.
Зачем это нужно?
Для облегчения коммуникации в обоих направлениях. Это упрощает доставку решений судов, администраций, исполнительных служб, налоговых и прочих управлений всем лицам, которых эти решения касаются.
С другой стороны, юридические и физические лица могут отправлять массу всевозможных заявлений в электронном виде, не посещая лично множество госорганов, и в электроном же виде получать ответы на свои запросы.
Доставка электронного сообщения в почтовый ящик равносильна вручению под роспись письма с уведомлением.
Таким образом, у юридических лиц не будет возможности, например, ссылаться на то, что они не выполнили судебное решение, потому что они его не получили. Доставлено в электронный ящик – равносильно вручено. В сам ящик ты можешь и не заглядывать – это никого не интересует.
Как это работает?
Сами ящики заводятся автоматически на портале slovensko.sk Это главный портал общественных услуг.
Для успешной работы на портале и доступа к своему электронному ящику необходимо выполнение 4-х условий:
- Наличие ID-карты со встроенным электронным чипом;
- Активированная на чипе функция Online eID;
- Установленное на компьютер программное обеспечение;
- Карт-ридер, в который вставляется ID-карта.
ID-карта с чипом
Карта с чипом, насколько мне известно, выдается полицией уже на протяжении последних трех-четырех лет. Поскольку нам полиция выдает ВНЖ на 1-2 года, то у всех читателей, скорее всего, карточки новые и с чипами. Если нет – прошу в полицию. Вам ее обменяют за 4.5 евро на карту с чипом.
Без карты с чипом невозможно зарегистрироваться и работать на портале slovensko.sk
Функция Online eID и карт-ридер
Активировать эту функцию можно и нужно в своем отделении полиции по иностранцам. Процедура несложная и, если нет очереди, недолгая.
Вам нужно будет придумать и вписать в специальный буклет три пин-кода:
- ZEP PIN (6 цифр)
- ZEP PUK (8 цифр)
- BOK (6 цифр) — bezpečnostný osobný kód
При этом ZEP PIN и BOK должны быть одинаковыми.
Под руководством сотрудника полиции вставите свою ID-карту в специальный «калькулятор», введете по его команде многократно все эти пины и в результате получите активированную карту с электронной подписью, пригодную для дальнейшей эксплуатации.
Буклет, в который вписывали пины, останется у вас. Сохраните его.
Карт-ридер выдаст вам сотрудник полиции совершенно бесплатно. Это устройство подключается к любому компьютеру через USB-порт.
Программное обеспечение
Для полноценной эксплуатации электронного ящика вам нужно также установить программное обеспечение на свой компьютер:
- eID klient
- Драйвер для карт-ридера
- D.Signer/XAdES — программа для подписания электронных документов с помощью электронной подписи.
Драйвер для карт-ридера должен установиться автоматически при его подключении к компьютеру. Если этого не произошло, то установите его вручную, предварительно скачав по ссылке ниже.
Все программы можно скачать на официальном сайте.
Краткая инструкция по эксплуатации
После того как выполнены все операции выше, вы можете войти наконец в свой электронный ящик, любезно созданный для вас правительством Словакии.
- Для это войдите на портал slovensko.sk
- В правом верхнем углу нажмите ссылку на красном фоне «prihlásiť sa na portál».
- Если перед этим предварительно была запущена программа eID klient, то вы увидите приглашение присоединить к компьютеру карт-ридер. Если же eID klient не был запущен, то появится сообщение с просьбой запустить eID klient.
- После подключения карт-ридера вы увидите приглашение вставить в карт-ридер свою ID-карту с чипом.
- Затем появится окно с приглашением ввести свой BOK (6-значный пин-код). Вводите и нажимаете кнопку «ОК».
- На следующей странице нужно выбрать в качестве кого вы входите: физического лица или предпринимателя.
- Последний шаг в правом верхнем углу: кликните по ссылке «Zobraziť elektronickú schránku» – и всё, вы в своем почтовом ящике.
Что можно делать?
На портале, помимо доступа в свой почтовый ящик, можно удаленно решать множество вопросов, как по предпринимательской деятельности, так и по общегражданской. Например, можно поставить на учет автомобиль, снять с учета, зарегистрировать адрес временного проживания, получить какую-то справочную информацию и так далее.
Для того чтобы не пропустить сообщение в своем электронном ящике и не заходить в него ежедневно, можно настроить переадресацию на свой любой почтовый ящик, которым вы пользуетесь каждый день. Также можно получать почту автоматически с помощью любимой почтовой программы по протоколам POP3/IMAP.
В общем, все для вас. Пользуйтесь на здоровье! – как бы говорит нам правительство Словацкой Республики :)
Сколько можно тянуть резину?
Изначально законом был предусмотрен срок 1 января 2017 года. Но, как это часто бывает, большое количество юридических лиц к назначенному сроку с задачей не справились. У директора не было карточки с чипом, а поменять не успел / не знал / забыл и т.д.
Поэтому великодушно срок был увеличен на полгода и сейчас час «Ч» наступает 1 июля 2017 года. Я советую всем поторопиться и не откладывать эту процедур в долгий ящик, т.к. потом, в конце июня, в полиции может образоваться столпотворение из желающих активировать карточку.
И конечно, подпишитесь на Блог о Словакии, чтобы не пропустить новые полезные материалы!