Велотуризм в СловакииСогласно многим исследованиям, в каждой словацкой семье есть, по крайней мере, один велосипед. Собственно, и без исследования понятно, что велосипеды надежно обосновались в Словакии – повсюду велодорожки, велопарковки, ну и велосипедисты, само собой. Хотя я бы не сказал, что многие добираются в офис на велосипеде. По крайней мере, людей в платьях или костюмах на велосипеде не много. А вот велотуризм здесь действительно ценят.

Интересно, что словацкое слово «cykloturistika» означает не совсем велотуризм. Это понятие гораздо шире и включает в себя любое взаимодействие с велосипедом. Съездил в булочную на велосипеде – велотурист! Чтобы не запутать вас, однако, буду под «велотуризмом» подразумевать классический велотуризм и, пожалуй, его сокращенную версию – велопрогулки. Здесь очень любят устраивать такие прогулки на велосипедах всей семьей – и по городу, и за городом.

Словацкая природа сама подталкивает вас сесть на велосипед, и пуститься в путь. Представьте, бесчисленные скалы, долины, озера, каньоны, пещеры, водопады, леса. Вы никогда не ощутите всей этой красоты из окна автомобиля. А старинные замки!velo

Но как бы ни хороша была природа, ее недостаточно для развития велотуризма. И в этом смысле важную роль играет строительство велотрасс, в том числе и международного значения.

Многие словацкие велосипедисты сетуют на недостаток велотрасс, велодорожек, велопарковок, велокафе (или как их назвать?), и вообще условий для велотуризма. На мой «украинский взгляд» это совершенно несправедливо. Судите сами. 13000 км велотрасс по всей Словакии! Только в Кошицком крае 1 600 км. А о ресторанах для велотуристов я вообще впервые узнал здесь, в Словакии.

Но с другой стороны, я рад, что жалуются. Рад, потому что сам велосипедист, а подобные жалобы имеют положительные результаты. К примеру, в Кошицком крае за последний год прибавилось 160 км велосипедных трасс, в частности Токайская (Tokaj).

Между прочим, в настоящее время разрабатывается план будущей сети велотрасс Кошицкого края, в частности, по стандартам EuroVelo. Это значит, что велотрассы должны быть безопасными и комфортными, пригодными для использования в любую погоду, иметь плавные уклоны и оборудованные места отдыха. Источники питьевой воды, магазины, рестораны, кафе, сервисное обслуживание должны быть на приемлемой отдаленности друг от друга.

Веломост в Братиславе
Веломост в Братиславе

Велотуризм пропагандируют. Меня удивляет не сама пропаганда, а аргументы, которыми оперируют и которые, вероятно, являются весомыми в Словакии. Приведу пару сильных. «Езда на велосипеде поддерживает экономику, потому что велосипедисты тратят больше денег в магазинах, чем водители». Ну, ладно бы про здоровье и долголетие! А этот взывает прям-таки к лучшим чувствам: «Используя велосипед вместо автомобиля, вы способствуете уменьшению дорожных пробок, и этим помогаете другим водителям!»  Как бы то ни было, а пропаганда работает, судя по тенденции.

Бабушка на велосипеде

 

Как выбраться в велопоход? Прежде всего, выберите маршрут на карте велотрасс. Кроме собственно маршрута, обозначенного на карте, есть его протяженность, сложность и перепад высот. Зачастую есть фотографии, описание и информация о дорожном покрытии. В Словакии абсолютно не проблема приобрести бумажную карту велотрасс в любом книжном магазине. И кстати, желательно все же ее приобрести, а не рассчитывать на GPS в телефоне. На собственном опыте убедился, что бумажная карта все-таки надежнее, хотя и менее удобная.

Одна из самых удобных вещей на велотрассах – указатели и специальные метки, которые нанесены, в основном, на стволах деревьев. Первые такие туристические обозначения возникли в Словакии давно, еще в 1874 году.

Велотуризм - метки на деревьях в Словакии

Цвет имеет значение:

  • Красный – крупные веломагистрали, пересекающие целые регионы, а иногда и страны. Эти трассы, как правило, невысокой сложности, проходящие по долинам рек или по горным перевалам через наиболее интересные окрестности и достопримечательности страны.
  • Синий – велотрассы среднего значения, параллельные крупным веломагистралям, с более высокой протяженностью и более высоким уровнем сложности.
  • Зеленый – велотрассы местного значения, средней и легкой сложности, зоны здоровья и семейные трассы.
  • Желтый –  ответвления от крупных велотрасс, ведущие к различным природным, историческим или техническим достопримечательностям. Так же обозначаются короткие участки, соединяющие крупные велотрассы.

По статистике словаки показывают 90%-ную грамотность в отношении вождения велосипеда. Естественно, вы не можете отправляться в велопутешествие, не ознакомившись с основными правилами. Не ставлю себе задачу описывать общепринятые правила, но расценки на штрафы за нарушение этих правил, приведу:

  • Создание угрозы для других участников дорожного движения (в том числе, ведением другого велосипеда, ручного возика, собаки или других животных) – 30-50 €;
  • Езда в условиях недостаточной видимости без светоотражательных элементов на велосипеде или одежде – 30 €;
  • Управление велосипедом под влиянием алкоголя – 30-50 €;
  • Езда на велосипеде вне населенного пункта без шлема – 10 €.

Последнее правило для детей до 15 лет действует также и в населенном пункте, а не только за его пределами. Для любителей пива на велосипеде – алкоголь в крови у велосипедистов регулярно проверяет полиция. Хотя, все равно пьют!

Так что запасайтесь водой, садитесь на велосипед и отправляйтесь наслаждаться красотой Словакии по-настоящему.

Не пропустите новые статьи о Словакии! Для этого просто подпишитесь на блог!