ВНЖ в Словакии

Осторожно! Двери открываются!

изображение нового трамваяСистема общественного транспорта в Словакии (MHD по-словацки), а именно в Кошице, очень развита. Можно быстро попасть в любую точку города благодаря большому количеству остановок троллейбусов, трамваев и автобусов. В основном, расстояние между остановками составляет не более пяти минут хода пешком. Метро в городе нет. Впрочем, остальной транспорт здесь ходит не хуже, чем метро.

Новые трамваи в Словакии

Строго по расписанию. Весь транспорт ходит с исключительной точностью. Минута в минуту! После привычных киевских заторов, пробок это воспринимается, как  чудо.  До сих пор не перестаю этому удивляться. Само расписание есть на каждой остановке и выглядит так:

Расписание на остановке

Видите значок инвалидного кресла в расписании? Он обозначает транспортные средства, которые на остановке умеют опускаться вровень с тротуаром, а затем поднимаются в транспортное положение. Такое удобство трудно переоценить пассажирам с детьми в колясках, пожилым людям и инвалидам. Удивительная забота о людях, не правда ли?! Как видите, спецтранспорт курсирует 2-3 раза в час.  В целом же интервал движения составляет не более 10-15 минут в будние дни. В праздники и выходные, интервалы увеличиваются. С учетом знания расписания это не составляет проблему.

«Осторожно! Двери открываются.» Необычным является тот факт, что сбоку от дверей, внутри и даже снаружи, находится кнопка для открывания дверей. Ее нажимают пассажиры, и водитель открывает только те двери, которые «попросили» открыть. Таким образом, зимой, например, салон напрасно не охлаждается. Следующая неожиданность при входе – терминал, к которому надо приложить магнитную карточку или талон для компостирования.

Терминал-компостер в салоне словацкого транспорта

В салоне. Внутри салоны новизной не блещут — в 2014 году будет  замена ныне курсирующих автобусов на новые.  В салонах всегда (!) есть свободные сидячие места. Мне ни разу не довелось услышать предложение проходить в середину или что-то типа: «ну пожалуйста, еще на полчеловечка поднимитесь». Все остановки объявляются громко и отчетливо, как в метро.  Информация дублируется на светодиодном табло с бегущей строкой, там же указывается текущее время.

Небольшое дополнение по состоянию на 2016 год. Все старые автобусы и трамваи заменены на новые. А в 2015 была полная реконструкция трамвайных путей – это была целая история, которую стоит прочитать.

Салон трамвая

Схема движения. И на каждой остановке, и в салоне есть схема движения всего городского транспорта. На первый взгляд ошарашивает своим объемом.  На самом же деле потрясающая вещь. Прелесть заключается в том, что весь городской транспорт представлен в единой схеме.  Благодаря этому можно очень быстро планировать и менять маршрут.

Схема движения общественного транспорта Кошице

Билеты. А вот в системе билетов с наскока не разберешься. Это под силу только словакам! Представьте,  есть билеты часовые, получасовые, суточные, недельные — катайся сколько хочешь, на чем хочешь,  даже пересадки можешь делать, но по времени не дольше указанного на билете промежутка времени. Отсчет начинается с момента компостирования билета.

Образец билета на 30 минут

Другой вид билетов  — на четыре остановки. Здесь уже все просто. Пересаживаться нельзя.

Кроме того, еще имеются всякие проездные и льготные билеты.

Цены.  Здесь мне придется вас огорчить. Общественный транспорт дорогой.

http://imhd.zoznam.sk/ke/doc/sk/11631/Ceny-a-typy-cestovnych-listkov-od-1-1-2013.html#zakladne_cl

Как видите, наиболее ходовые билеты стоят 0.50-0.60€. Весьма недешево. Приобретать билеты лучше заранее в автоматах или в киосках на остановках. Надо учесть, что не на всех остановках есть киоски. Конечно,  можно купить билеты у водителя или отправив смс, но тогда билеты обойдутся дороже, придется заплатить 0.80-1.00€

Выводы.  Транспорт в Словакии (Кошице) очень развит: много остановок, движение четко по расписанию с небольшим интервалом. Всегда есть сидячие места. Для пассажиров с детьми в колясках и инвалидов предусмотрен спецтранспорт. Продуманная единая схема движения позволяет быстро сориентироваться в маршруте.  Билеты достаточно дорогие и лучше их покупать заблаговременно.

P.S. Чуть не забыл о такси. В Кошице такси не имеет специальной характерной окраски. Все ездят на чем придется. В этом смысле ситуация один в один, как в Украине. Но все без исключения такси с «шашечками» и таксометрами (счетчиками). Машины не убитые. Таксисты, все с кем приходилось ездить, очень любят свой город и гордятся, что живут именно в Кошице. Братислава им нравится намного меньше. 

Стоимость проезда достаточно невысокая: от 3 евро. Это при том, что литр бензина стоит 1,5 евро. Думаю, что в любую точку Кошице можно доехать не дороже, чем за 5 евро. Лично я преодолевал расстояние в 8 км и за 3 и за 3,60 и за 4 евро. Такси можно вызвать, а можно и поймать на улице.

Вызов может выглядеть так: «Chcel by som si objednať taxík. Som na ulici Hlavná čislo jeden.» Произносится: «Хцел би сом си объеднать таксик. Сом на улици Главна число еден.» По-русски: «Я бы хотел заказать такси. Я на улице Главной, 1»

Вот теперь, наверное, все!

Дополнение от 3.11.2014

Раньше в посте я писал, что планируется в течении 2014 года заменить весь автобусный парк на новый.

Таки да, подтверждаю. По состоянию на ноябрь 2014 года по докладам мэрии Кошице и моих глаз все автобусы в городе заменены на новые, современные, удобные и красивые. Очень много гармошек. Автобусы с кондиционерами. Часть автобусов оборудовано бесплатным WiFi с очень приличной скоростью от мобильного оператора Orange. Это очень удобно и здорово.

Более того, по маршруту №32 в Кошице пустили пять электроавтобусов. Пока это единственный маршрут в Словакии на электроавтобусах.

Чтобы не пропустить новые интересные материалы, подпишитесь на обновления Блога о Словакии!

Exit mobile version